Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Ростов Великий. Два музея

Первый - музей ростовской финифти в Ростовском кремле.

Ростовская финифть это техника живописи по эмали. Появилась в XVII веке, после того, как французскому мастеру Жану Тутену удалось получить огнеупорные краски их чистых окислов металлов. Эта техникак позволила прорабатывать самые мельчайшие детали изображения. Русские мастера освоили эту технику к концу XVII в. Самые ранние русские художественные изделия в этой технике вышли из мастерских Сольвычегодска и Оружейной палаты.
В ростовской финифти в качестве основания под эмаль используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющего собой смесь растёртой в порошок белой эмали с водой. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 гр.С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, её оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, который называется "контрэмалью".
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется на бумаге и прокалывается иглой по контуру. Этот лист накладывается на лицевую сторону загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на лицевую сторону.

Для росписи используются огнеупорные краски с температурой плавления от 700 до 800 гр.С. Они готовятся из тщательно растёртых пигментов, смешанных с лавандовым или скипидарным маслом.
На первой стадии росписи тонкой кистью делается "подмалёвка" - наносятся основные цвета. После этого пластинка просушивается в сушильном шкафу, обжигается в муфельной печи, остужается и делается вторичная прописка, при которой выявляются основные детали изображения и светотени. Опять просушивается, обжигается, остужается, прописываются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. И снова сушка, обжиг.
Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.
Живопись огнеупорными красками по эмалевой основе практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета.
(Снимать приходилось вкривь и вкось, так как отсвечивали стеклянные витрины.) Это крошечная часть музейной экспозиции:

1_d3dce30_o

2_01d30d2_o

3_7517ada_o

4_c8c_o

5_05_o

6_192_o

7_11e_o

8_31c3_o

9_4b7_o

10_762_o

11_d09_o

12_df54_o

13_310e_o

15_70b0_l

16_5b3_o

17_f659_o

18_2972_o

При музее есть магазинчик, где можно приобрести изделия современных мастеров по эмали:

19_c83e_o

20_288_o

21_799fb_o

Неприятно покоробили граматические ошибки в табличках, сопровождающих музейные залы. Я сама не образец грамотности, но в таких местах (прошу прощения за тафталогию) допускать ошибки недопустимо.
.... Приметы века ....

Второй - музей народных ремёсел. Скорее магазин-музей.
Там можно полюбоваться на изделия местных мастеров, можно их приобрести.
Одна из, как теперь говорят, "фишек" ростовского края это чёрнолощёная керамика. По внешнему виду изделия напоминают чугунные или металлические. Способ изготовления такой посуды был освоен в XVI веке.
Чтобы изготовить такую посуду, поверхность подсушенных изделий ещё до обжига заглаживают - лощат специальным инструментом - лощилом (им мог служить гладкий камешек). При этом на поверхности можно получить незатейливый орнамент. Затем идёт обжиг в коптящем пламени без доступа кислорода (морение). В результате этого изделие имеет серебристо или смолисто-чёрную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига.


С 1998 года на территории Ростовского кремля существует мастерская А.И.Шабалова, в которой пытаются возродить угаснувший промысел. Здесь всё делают как встарь вручную, не используя ничего, кроме глины. (источник)

Кроме того меня заинтересовали работы - резьба по дереву местного мастера Ковалёва Сергея Станиславовича, для интересующихся есть ещё один контакт.
Собственно музей:

1_a2a7_o

2_3bb2_o

3_48f9_o

4_99a7_o

5_a2ab_o

6_7dc4_o

7_1b8a_o

11_70c6_o

8_2026_o

10_3bf6_o

Это и есть чёрнолощёная керамика:

9_65bf3_o

12_9f5f_o

13_338_o

Здесь тоже проводятся мастер-классы и можно обучиться какому-нибудь ремеслу:

14_9cae_o

А рядом с музеем-магазином вот такой жилой домик:

15_bb4_o

                      
Tags: Красота, Культурное наследие, Моя страна, Музей, Путешествие, Ростов Великий, Творчество
Subscribe

  • Московские истории

    Из двух Толстых своё предпочтение я отдаю Алексею Николаевичу. На мой взгляд он ближе к «божественному замыслу», просто сам по себе. Но…

  • Ясная поляна

    Дорога в Тулу живописна. DSC04847.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Территория усадьбы громадная, но простая. Здесь нет пафоса, часто…

  • Горки Ленинские

    Для подавляющего большинства наших граждан Горки Ленинские - это Ленин. Хочу одних разочаровать, других порадовать - прежде всего это старинная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Московские истории

    Из двух Толстых своё предпочтение я отдаю Алексею Николаевичу. На мой взгляд он ближе к «божественному замыслу», просто сам по себе. Но…

  • Ясная поляна

    Дорога в Тулу живописна. DSC04847.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU Территория усадьбы громадная, но простая. Здесь нет пафоса, часто…

  • Горки Ленинские

    Для подавляющего большинства наших граждан Горки Ленинские - это Ленин. Хочу одних разочаровать, других порадовать - прежде всего это старинная…