Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Category:

Мещёра. Филиппово, Мануйлово

Филиппово

Общественный транспорт сюда не ходит. Я шла от деревни Дорофеево (от остановки до Филиппово 2,7 км). Интернета скорее не было, чем был. Вот так, а вы говорите навигатор, навигатор… Хорошо, что взяла с собой распечатанную карту, впрочем, для меня это слабая помощь.)
Чтобы свериться с дорогой пару раз голосовала, но изредка проезжающие машины шарахались от меня не тормозя, наверное, с перепугу что попрошу их подвезти меня. Зато остановился мусоровоз, а потом водитель грузовика любезно объяснил куда идти. Ах, да, на обратном пути проходила мимо тусовки местных байкеров, эти тоже любезно ответили на вопрос правильной ли дорогой я иду.


DSC03865.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



DSC03868.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Заросла народная тропа:


DSC03866.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

По рассказам старожилов, деревня пошла от каких-то переселенцев, построивших шесть первых домов. И был среди них некий Филипп. Видно, мужик был заметный и уважаемый, раз деревню назвали его именем.
В старину в Филиппове жили седельщики. Из дерева они изготавливали седла для лошадей. Этот промысел всегда здесь бытовал вместе с ручным ткачеством.
В 12 километрах от Филиппова находится так называемое Убитое поле.
Говорят, что во время татаро-монгольского нашествия в этом месте была сильная битва. Спустя века там находили оружие.
Место это славится своим лесом. Именно здесь мужики рубили сосны на деревенские дома.
Если во многих деревнях района дома ставили заезжие бригады таджиков плотников, часто из Шатуры и Егорьевска, то в Филиппове была своя, которую основали два брата Баженевские. Эта бригада ставила дома и по соседним деревням.

От старого в деревне почти ничего не осталось. Тут вам не Европа, где камень всегда был под рукой и в неограниченных количествах, хочешь Альпы на кирпичики разбирай, хочешь Пиренеи, ну, на худой конец, Карпаты. Тут всегда только дерево было под рукой, сосны да берёзы с осинами. А оно, дерево, как известно, либо горит, либо истлевает.


DSC03867.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Либо лес съедает останки:


DSC03873.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Зато есть вот такой дворец неизвестного назначения:


DSC03869.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03871.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


Мануйлово

Эта деревенька попроще, совсем небольшая, расположена недалеко от Филиппово (1,9 км). (От Майнулово до Дорофеево 3,1 км).


DSC03875.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Тоже охвачена телефонизацией всей страны:


DSC03876.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

и агитацией:


DSC03877.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03878.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Алексей Алексеев в своём дневнике записал рассказ священника Покровского храма Владимира Михайловича:
«В Саввинском была (и до сих пор существует в перестроенном виде) небольшая приписная церковка без службы, в которую лишь на двунадесятые праздники приглашался пашневский иерей. В деревнях Халтурино, Мануйлово, Дорофеево стояли часовни, до настоящего времени не сохранившиеся. В Мануйлово и Старом Покрове были чайные и большие частные грибоварни, сбывавшие свою продукцию на Рогожском рынке в Москве. В Старом Покрове была также лавка-магазея, кабак, церковно-приходская школа (перевезена до войны в Филиппово), богадельня, несколько церковных амбаров, конюшня. На кладбище в 20 метрах к западу от колокольни находилась часовенка, построенная на месте алтаря разобранной деревянной церкви. На колокольне висело 6 крупных колоколов, один из них, самый старый, покрытый старославянской вязью, весил аж 315 пудов (все они были сброшены в 20-е годы и вместе с другой утварью увезены в г. Покров на переплавку). С 1937 по 1944 год службы в церкви не было, священник был арестован, дальнейшая судьба его, как и тысяч других, осталась неизвестна...
Поведал мне отец Владимир и очень интересную историю про Блаженную Марфу Подснежную, которую он записал лет 20 назад со слов 96-летней местной жительницы (впрочем, историю эту, породившую много разнотолков в округе и не только, и даже попавшую на страницы местной и столичной печати в начале нашего века, можно и сейчас услышать в окрестных деревнях от людей старшего поколения). Так что пусть любезный читатель не удивляется некоторым архаизмам в речевых оборотах, сохраненным здесь...
Итак: сто с лишним лет назад жила в Саввинском одна полоумная старуха Марфа. Была она безродной и, хотя имела небольшую покосившуюся избушку, доставшуюся от родителей, но существовала большею частию при Покрове, в богадельне, нищенкою. Так и жила она долгие годы, все к ней привыкли, привыкли к ее странностям. Бывало, сидит на паперти, просит милостыню, да вдруг скажет какому мужику иль женке невпопад: "Лошадь у тебе к Параскеве околеет". Или: " К средокрестной мальчиком разрешишься". И удивительно - все точно сходилось! Однако ж, когда бабы нарочно спрашивали Марфу о будущем, ничего не говорила: "Не знаю милые, не знаю. Один Бог ведает". Кто считал ее юродивой, кто обходил стороной, веря в ее дурной глаз. А однажды совсем учудила: как-то (а было это в 1904 году) говорит батюшке Ивану (протоиерей Иван Рудаков), вот грит: "Помру я на тот год, а ты меня, батюшка, не пойдешь отпевать, про меня-то забудешь, пойдешь к богатому. Ну да Бог тебе судья, да только знай, что помирать я буду не просто - в двух могилах побываю, да из одной-то выташат, а в другую три раза кидать будут". – "Да Бог с тобой, Марфа, - отвечает священник, - как же ж то человека не похоронить по обряду, да и откуда знаешь, что помрешь через год?"
Но время шло, вот и лето минуло, наступили осенние заморозки, а там и снегом все припорошило. И тут заметили, что Марфа куда-то исчезла. Ну пропала и пропала, родных нету, никто искать не стал. А тут еще сказывали, что она собиралась на богомолье к Николе Радовецкому. Ну пошла и ладно, и бог с ней... Однако ж прошел месяц, минуло Рождество, незаметно и святки пролетели, и вот в канун Сочельника один покровский мужик отправился в лес проверить поставленные капканы (а в тот год ох снегу шибко много намело, ужасть, да морозы стояли с самого Введения - все в избах сидели далеко-то не отходили). Так вот, надел мужичок лыжи, да пошел на Сеньгу, по приметным местам своим. Шел, да заплутал что ли в завалах - вышел к каким-то буреломам. Тут видит: в одном месте яма-дыра небольшая в снегу, а края немного подтаявши, и пар оттоль идет. Округ же ничего, ни следов каких, ни примет.
Он подумал, что нора какая звериная иль берлога медвежья. Ну мужик отчаянный был - стал рогатиной туда пхать. Вдруг слышит, из норы той голос человечий хриплый, еле-еле, словно с того света. "Девок позови, позови девок". На что мужик храбрый был, а тут оторопел, рогатина из рук вывалилась, сам от страха на ногах еле держится. Натерпелся. Уж не помнит, как назад в село залетел, лыжи по дороге растерял. Прибег к старосте, кое-как заплетающимся языком объяснил, в чем дело. Собрали народ, пошли глянуть к тому месту. Подошли, раскопали (всем миром все ж не так боязно), да под снегом нашли Марфу - уж была на последнем издыхании. Как попала она под сугроб, никто так и не смог объяснить, да только вся одежа на ней истлела, а сама до того отощала - кожа да кости, легкая была, как дите. Принесли ее в село, да и преставилась она в скорости. А в то ж время, в Мануйлово (деревня в версте от села) помер богатый купец.
Так перед батюшкой встало - хоронить безродную нищенку, с которой и взятки гладки, или идти отпевать купца-тысячника, где и подзаработаешь не алтын медный, и сыт с поминок уедешь. Так батюшка и порешил: сам в Мануйлово, а Марфу обрядить оставил дьячка.
Когда ж хоронили ее, неладно получилось - один раз при выносе, на паперти, мужик оступился, да гроб уронили, чуть дальше пронесли - чево ли, што случилось - опять гроб не удержали. Да в третий раз, когда опускали, полотенце порвалось - так гроб и упал в могилу, с каким-то зловещим гулом...
Когда батюшке на другой день рассказали все, как было, то встал он у ее могилы на колени и зарыдал: "Прости меня, Марфа, Христа ради, прости..." Вот так было... А могила Марфы до сих пор сохранилась, там за сараем, старухи по весне ее прибирают; там и крест, и плита лежит. С тех пор и повелось ее звать Марфы Подснежной, даже молились у нее на могилке... Блаженная... Одно время хотели даже часовенку поставить, да тут времена поменялись, не до того стало... Вот такая история...»


DSC03881.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03897.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03884.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Такая вот прогулка:





* Использованы материалы:
http://inorehovo.ru/novosti/tematicheskie_stranicy/glubinka-derevnya-filippovo-zapovednaya-meshchora
http://www.rozhdestvenka.ru/dorofeevo.htm


          
                 
Tags: Лето, Мещёра, Моя страна, Прогулки, Путешествие, Сказки
Subscribe

  • Слон в посудной лавке

    Собянин, как иногда бывает с бездарностями, терпеть не может московских художников. «Позывы» у мэра уничтожить…

  • Мещерские красоты

    Просто немного летних радостей и приятностей. 1. 2. 3. Дорога на Аринино - небольшая деревушка, каких множество, превратившаяся в дачный…

  • Летнее разное

    Возвращалась с дачи навьюченная, как ишак. Дошла до ворот СНТ и понимаю, что скромней надо быть в своих порывах. И тут подъезжает к воротам газелька,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

  • Слон в посудной лавке

    Собянин, как иногда бывает с бездарностями, терпеть не может московских художников. «Позывы» у мэра уничтожить…

  • Мещерские красоты

    Просто немного летних радостей и приятностей. 1. 2. 3. Дорога на Аринино - небольшая деревушка, каких множество, превратившаяся в дачный…

  • Летнее разное

    Возвращалась с дачи навьюченная, как ишак. Дошла до ворот СНТ и понимаю, что скромней надо быть в своих порывах. И тут подъезжает к воротам газелька,…