Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Category:

Театральная картинка

Если мне где-то случайно попадается упоминание о театре в конце 18 - начале 19 века, то я представляю (если это не маленький домашний театр) богатые декорации, роскошные костюмы. Еще более роскошные наряды в партере и ложах, лорнеты, мило беседующая публика, публика попроще на галерке. Ну, что-то в этом роде.
А на самом деле все выглядело несколько иначе. И описание тогдашнего театра оказалось для меня неожиданным. Хотя совершенно очевидно, что иначе и быть не могло.

«Театральный зал, если взглянуть на него сверху, представлял невообразимо унылое зрелище. Тусклые масляные лампы, которые служитель зажигал, перепрыгивая со скамьи на скамью, едва мерцали в полутьме: при их скудном свете нельзя было даже через подзорную трубу как следует рассмотреть выцветшие фигуры на закопченном потолке, где выделывал антраша красавчик Аполлон в алых сапожках и с лирой в руке. А сколько хлопот доставляло зажигание главной люстры, которую, по завершении сей сложной процедуры, медленно подтягивали кверху при помощи блока под громкие возгласы райка, не упускавшего случал подурачиться и пошуметь.

В зале тоже была перегородка — внушительное бревно, прознанное «плахой», которое отделяло кресла первых рядов от собственно партера. Ложи походили на тесные, темные курятники — там располагалась чистая публика, и так как дамы, по давнему обычаю вешали свои шали и накидки на барьер, ярусы в целом имели вид декорации, изображающей улицу Почты или Суконные ряды.

Театральный устав, изданный в 1803 году, должен был навести в театрах порядок, однако никто не трудился ему следовать, и лишь с развитием культуры и просвещенности публика научилась вести себя более пристойно. Вспоминаю, что еще много лет после описываемого мною времени зрители продолжали сидеть в шляпах, хотя в одном из пунктов устава было ясно сказано: «Зрителям в ложах всех ярусов, без какого-либо исключения, возбраняется сидеть в шляпах, шапках и прочих головных уборах, однако дозволяется при желании не снимать плащей и пальто».

Так описывал испанский театр начала 19 века Бенито Перес Гальдос.

           

Если еще немного углубиться в тему, то оказывается, что существовавший в 19 веке театральный этикет, полон довольно любопытных деталей.

«Театральный этикет в XIX веке — это очень жёсткие требования к внешнему виду. Девушки должны были надевать обязательно вечерний наряд и никак не бальный. Яркие цвета, ленты и кружева, как и отделка из цветов — допускались. Кроме того, внимательно следили и за глубиной декольте: чем выше ярус — тем менее глубоким должен быть вырез на её платье.

Каждое платье в обязательном порядке дополнялось веером, шляпкой в тон всему наряду и перчатками. Ну и куда же без бриллиантов! Дурновкусием считали прочие головные уборы и высокие причёски, ведь они могли помешать зрителям с задних рядов.

Мужчинам тоже было нелегко: тёмные парадные фраки, белые рубашки, жилеты из цветной ткани, галстук или шейный платок, аккуратная шляпа и белые перчатки.
Всё просто — какое положение в обществе, такое и место в зале. Если министр, генерал или посол, то добро пожаловать на первый ряд в партере. Места во втором и третьем рядах — сановники дворянского происхождения. Далее, уже идут офицеры, знаменитости, иностранцы.

Интересно то, что зрители в зале делились и по предпочтениям: кто бывает в театре редко рассаживается справа, а по левую сторону — заядлые театралы.

До 1860-х годов дамы могли довольствоваться только балконами и ложами. Но позже слабому полу позволили сидеть и в партере, но при этом с них требовали скромность в выборе наряда. Кроме того, девушкам не стоило появляться в театре без сопровождения родителей или супругов — иначе поползли бы нелестные слухи…

Все прочие — мелкие чиновники, торговцы и студенты — довольствовались галеркой.

Неприлично: опаздывать, громко обсуждать спектакль, кричать «браво» или «бис», есть или пить в партере или на балконе, разглядывать в бинокль посетителей театра.

Женщинам опять же было особенно сложно: им запрещалось аплодировать и смотреть куда-либо, кроме сцены.

Этикет не позволял дамам покидать ложе во время антракта. Всё необходимое им должен был принести мужчина: мороженое, фрукты, питьё и прочее. Конечно, если в зале было нечем дышать девушки могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении родителей или мужчины.

Мужчины же могли свободно прогуливаться по фойе, обсуждать постановку, новости. Но делать всё это необходимо было тихо — чтобы не мешать другим».
Источник


           
      

Tags: Искусство, Культура, Литература, Театр
Subscribe

  • Сборная солянка, о разном

    --------- Позвонила знакомая, слезно просила помочь, она не в Москве, а тут мЕр обрушился на город, обязав все предприятия, входящие в…

  • Дачные истории

    Мои свёкор и свекровь получили когда-то участок под Нарофоминском. Построили маленький садовый домик, который в будущем должен был…

  • В Москве лето. И еще немного чепухи

    Есть у меня одна родственница, которая как бЭ всех любит и от всей души стремится помогать больным, несчастным и попавшим в беду. Чтобы помощь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Сборная солянка, о разном

    --------- Позвонила знакомая, слезно просила помочь, она не в Москве, а тут мЕр обрушился на город, обязав все предприятия, входящие в…

  • Дачные истории

    Мои свёкор и свекровь получили когда-то участок под Нарофоминском. Построили маленький садовый домик, который в будущем должен был…

  • В Москве лето. И еще немного чепухи

    Есть у меня одна родственница, которая как бЭ всех любит и от всей души стремится помогать больным, несчастным и попавшим в беду. Чтобы помощь…