Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Categories:

Крым. Балаклава

Балаклава – небольшой городок на побережье Чёрного моря. Балаклавская бухта уникальна, идеально подходит для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости, она абсолютно не просматривается ни под каким углом со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой.


DSC05069.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



DSC05057.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04936.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05066.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05070.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

В древности Балаклава была рыбацким посёлком и местом сбора пиратов. В старину в Балаклавскую бухту заходили такие плотные косяки рыбы, что её черпали ковшами.
Во II веке н.э. римляне строят там крепость. Крепость имела стратегическое значение, являлась ключом к столице, Херсонесу.
Тавры, скифы, Византия и генуэзцы, турки…

Остатки генуэзской крепости Чембало:


DSC05032.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05037.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05043.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Вы видите здесь вход в бухту?  :


DSC04967.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

А он есть:


DSC05007.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


(Фото из открытых источников в интернете)

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.
В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями «Корона» и «Таганрог», и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Чёрном море, выигранная в меньшинстве, она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

Во второй половине XVIII в. Балаклава приходит в запустение.
После присоединения Крыма к России здесь поселили греков, сражавшихся в составе русской армии против турок.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточённого сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.
В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нём победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали «Долина смерти».

Англичане проложили первую в Крыму железную дорогу из Балаклавы к передовым позициям, отстроили набережную, магазины, гостиницы. Так что ныне существующая набережная досталась Балаклаве от англичан.


DSC04927.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04929.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05082.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05076.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05097.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было небольшое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова, как феникс, возрождался.
Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с её удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На её захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника, и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.
В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в «Долине смерти».

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещённые в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.
В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.
Балаклава была настолько засекречена, что даже жители Севастополя – закрытого города – не могли попасть туда. Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.
Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно. Но жители Балаклавы знали, что, если в городе отключили электричество, значит, на объект зашла подводная лодка.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится 12 – 15 градусов.
В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твёрдых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания этого искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.
Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных ёмкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей.
Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы. В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

После развала СССР Севастополь остался российским, а Балаклава отошла Украине. Рассказывают, что, как только завершился раздел флота, через два дня прибыли две серьёзные бандитские группировки из Киева и несколько лет вывозили с завода всё, что только можно было вывезти.
Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. На почерневших стенах подземного города ещё можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла.
Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля. Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.
В соответствии с планом международного «Трейд-клуба» подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей «холодной войны».
Здесь можно посмотреть фото объекта.

Нам сказали, что территория завода в состоянии вечного ремонта, туристов туда редко пускают и нас туда не повезли.


DSC04942.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04943.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04950.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04954.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Как известно, А.И.Куприн обожал Крым. Но среди всех чудных уголков крымской земли ему почему-то больше всех приглянулся уютный маленький посёлок Балаклава, приютившийся на берегах узкой, врезанной в скалы бухты.
В Балаклаве Куприн поселился в сентябре 1904 года, в доме на тихой улочке (сегодня она носит его имя), из окон которого открывался чудесный вид на бухту и старую генуэзскую крепость Чембало. Куприн купил здесь участок земли, где собирался построить дачу.
В Балаклаве Александр Иванович подружился с греками-рыбаками, купил сеть, мережки, вошёл в пай с рыбачьей артелью, и стал выезжать в море на катере Капитанаки на лов рыбы.


DSC05080.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

А так он мне совсем не понравился)) :


DSC05100.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Здесь он написал серию очерков «Листригоны», работал над «Поединком».
(В греческой мифологии лестригоны (листригоны) народ людоедов, с которым встретился во время своего путешествия Одиссей. Лестригоны разбили 11 кораблей и съели путешественников; спасся только Одиссей на своем корабле. Многие считают, что именно на берегах Балаклавской бухты обитало это племя.)

Как-то, будучи в подпитии после удачного лова, Куприн отправился с компанией своих товарищей из таверны прямиком на телеграф. И оттуда на имя российского императора была отправлена знаменитая дерзкая телеграмма: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаковъ. Куприн». Телеграмма до царя не дошла, ответ пришёл от Столыпина: «Когда пьешь – закусывай. Столыпин».
15 ноября 1905 г. Куприн станет свидетелем жестокой расправы в Севастополе над моряками восставшего революционного крейсера «Очаков». На эти кровавые события писатель откликнулся написанным в Балаклаве очерком «События в Севастополе».
Узнав, что в Балаклаве скрывается человек десять матросов, спасшихся с «Очакова», Куприн принимает решительные меры к их спасению. Он едет в Чоргунь, в имение композитора П. И. Бларамберга, и договаривается укрыть их под видом рабочих на виноградниках. Достав морякам штатские костюмы, Куприн ночью проводил их в Чоргунь.
Очерк «События в Севастополе» был опубликован в петербургской газете «Наша жизнь» 1 декабря 1905 г.
После появления газеты «Наша жизнь» с корреспонденцией Куприна в Севастополе взбешённый Чухнин (адмирал, командующий флотом, которому Куприн дал уничтожающую характеристику: «Это тот самый адмирал, который некогда входил в иностранные порты с повешенными матросами, болтавшимися на ноке») приказал выслать писателя в течение суток «из пределов «Севастопольского градоначальства». Одновременно он привлек его «за клевету» к судебной ответственности. В конце 1905 г., после допроса у следователя в Балаклаве, с него была взята подписка о невыезде из Петербурга. Газета, поместившая статью, была закрыта.


DSC05050.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04925.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05071.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05084.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05089.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05091.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05092.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05099.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05101.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

DSC05086.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05087.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

В Балаклаве есть свои загадки и легенды. Одна из них касается времён Крымской войны.
С 1924 года Балаклава стала базой для ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения), созданной для поиска английского парохода «Принц», на котором якобы находилось золото. Пароход затонул у берегов Балаклавы во время Крымской войны.
В 1854 году произошла самая ужасная морская катастрофа XIX века на Чёрном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и придания, которые передают моряки из поколения в поколение. Самой удивительной из них стала история о сокровищах «Чёрного принца».
Все грузы в действующую армию доставлялись исключительно морским путем через Средиземное, Мраморное, а затем Чёрное море. Именно по этому маршруту вёз свой мирный груз только что спущенный на воду в 1853 году с английских верфей и зафрахтованный британским правительством корабль «HMS Prince».
До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата. Он мог идти, как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его предназначением было транспортировка грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но на этот раз помимо обычного груза на его борту находилось ещё и жалование всей английской армии воевавшей тогда против России в Крыму.
В тот страшный день 27 ноября 1854 года на Чёрном море разразился беспощадный шторм. Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты погибло 27 кораблей флота Его Величества. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию. Суда, потерявшие якоря стало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы. Потери британского флота были ужасающими.
«Чёрный Принц» после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут. Только шести морякам из 150 человек удалось спастись.
По некоторым подсчетам золото, находившееся на борту английского парохода «Чёрный принц», равнялось сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Народ ринулся на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедициях, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ «Чёрного принца» занимались кладоискатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. Но всё же англичане могут хранить секреты. Мало помалу всё поутихло.
Однажды у Феликса Эдмундовича Дзержинского в приёмной появился некий судовой инженер из Севастополя, который сообщил ему, что знает, где затонул легендарный английский фрегат «Чёрный принц». К тому же его товарищ - инженер Даниленко сконструировал специальный глубоководный аппарат, снабжённый манипулятором, прожектором, телефоном и аварийной системой подъёма, с помощью которого можно найти и поднять сокровища. Дзержинский незамедлительно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения в последствии получившее название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.
ЭПРОН это предтеча морского спецназа. Начав свою работу с Чёрного моря, в будущем подразделение стало работать по всему миру как секретная военная организация СССР.
Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. На одном из поднятых фрагментов тикового дерева была обнаружена надпись «…ck Prince». В 1926 году из этого куска эпроновцы сделали столик и подарили Менжинскому - председателю ОГПУ. Говорят, что даже сейчас он находится в одном из закрытых музеев ФСБ, но эта история просто легенда, мистификация. Дело в том, что надпись на борту корабля могла быть только одной «Prince», но никак ни «Black Prince». Настоящее название корабля было «Prince». Эпитет «чёрный» навсегда прикрепился к судну с легкой руки газетчиков и кладоискателей, вероятнее всего из-за характерного цвета корпуса судна.

ЭПРОН не ограничивался поисками только золота. Со дна бухты были подняты и другие сокровища принадлежащие другим британским судам. Но золото найдено не было.

После окончания работ ЭПРОН в Балаклаве участников экспедиции развели по разным проектам, чтобы они больше никогда не встречались. Об операции забыли.
Может, потому что водолазы ОГПУ нашли золото. На этот счёт говорит одно косвенное доказательство. В 1936 году вышла повесть «Чёрный принц», когда вся история поисков ЭПРОНа была под строжайшим секретом. В книге указаны точные даты, фамилии и некоторые детали. Кто же оказался тем смельчаком, который решился поднять завесу скрытого клада?
Автором сенсационной статьи был Михаил Зощенко. В ней нет шуток, скетчей и знаменитого сарказма. Писатель ведёт себя не как сатирик, а как дотошный следователь. И он действительно работал с секретными материалами. Перед ним были распахнуты все двери. Немногие знают, что до того как стать писателем, Зощенко работал следователем по особым делам. Можно предположить, что классик работал по заказу разведки, ведь их игры неисповедимы.

Английские корабли оставались ещё в Крыму около двух лет, сколько и шло парламентское расследование. За это время злополучное золото «Чёрного принца», вокруг которого уже полтора века продолжают раскручиваться немыслимые догадки и удивительные события возможно, и было поднято у побережья, ведь ветер сорвал с якорей корабли и гнал их на скалы.
Англичанам не нужно было погружаться под воду, достаточно было поднять груз парохода у самого берега на небольшой глубине.
Точка в этой истории будет поставлена тогда, когда будут рассекречены британские архивы XIX века. Одно известно наверняка – задания ЭПРОН не закончились провалом. Поиски стали замечательной школой подводникам и спасателям, и эта операция стала первой в череде строго секретных миссий одной из наиболее загадочных организаций Советского Союза.


И, кстати, термин «тонкая красная линия» не изобретение Голливуда, он появился ещё в Балаклаве в Крымской войне (подробно здесь).


DSC04947.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04961.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04985.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04988.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC05001.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU


* При написании использованы материалы с сайтов:
https://school-science.ru/3/5/33442
http://www.veter-stranstvii.ru/krim/balaklava.html
https://flot.com/blog/piton56/43734.php
https://krym-sea.ru/articles/kuprin-v-balaklave.html
http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/shavshin-balaklava-i-kuprin.htm
http://patfoto-alexs.blogspot.com/p/blog-page_19.html
http://korabley.net/news/tajna_sokrovishh_chernogo_princa/2010-05-15-567

                  
Tags: Балаклава, Война, Крым, Литература, Море, Моя страна, Памятники истории, Путешествие, Севастополь
Subscribe

  • Улов

    Ранним утром по лесу навстречу шел грибник с полупустым ведерком: "Грибов совсем нет. Вот, нашел пару переростков. - Он достал из ведерка…

  • ***

  • Летнее разное

    Возвращалась с дачи навьюченная, как ишак. Дошла до ворот СНТ и понимаю, что скромней надо быть в своих порывах. И тут подъезжает к воротам газелька,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Улов

    Ранним утром по лесу навстречу шел грибник с полупустым ведерком: "Грибов совсем нет. Вот, нашел пару переростков. - Он достал из ведерка…

  • ***

  • Летнее разное

    Возвращалась с дачи навьюченная, как ишак. Дошла до ворот СНТ и понимаю, что скромней надо быть в своих порывах. И тут подъезжает к воротам газелька,…