Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Categories:

Крым. Евпатория. Часть 2

Городу две с половиной тысячи лет. Эпохи мирной жизни и процветания сменялись нашествиями, разрушениями, убийствами местных жителей. Много разных народов приходило, приплывало на полуостров. Какие-то народности исчезли навсегда, какие-то остались здесь, видоизменяясь.

Греки называли своё поселение Керкинитида. Турки выстроили крепость и дали ей название Гезлёв (Гёзлёв, Кезлёв). Своё нынешнее название указом Екатерины Великой Евпатория получила, уже когда Крым стал российским — в конце XVIII века.

Теперь в перечень основных достопримечательностей Евпатории входят мечеть Джума-Джами, храм Николая Чудотворца конца 19 века в честь освобождения Евпатории от англо-французских войск, армянская церковь, синагога. Десятки племён и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пёстрый многонациональный узор.
Высшая мудрость народа (впрочем, как и отдельной личности) – умение жить в мире, в терпимости к другой культуре, вере, уважая чужие традиции.

«Малый Иерусалим».
Располагается на месте существовавшей здесь около тысячелетия назад крепости Гезлёв. Она была окружена массивной защитной стеной, а войти в город можно было через пять ворот.
Ворота Гезлёва были разрушены в середине XX века и восстановлены по древним планам в 1990-х годах. Это мощное оборонительное сооружение, представляющее собой толстостенную башню высотой более 20 метров.


DSC04053.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03984.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03987.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03991.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Сохранившийся старый квартал, бывший когда-то городом внутри крепости, называют иногда татарским, хотя жили здесь не только татары.

Откуда взялись крымские татары?
«Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной».
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе.
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.
В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру». (Источник)

Район Старого города - не музейный комплекс, а жилые кварталы. Внутреннее обустройство многих из жилищ не подвергалось перестройке сотни лет. Здесь жили купцы, ремесленники. На фасадах домов сохранились вензеля их прежних хозяев.


DSC04002.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03995.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC03997.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04001.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04000.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04016.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04041.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Жили не только татары, но и караимы – продукт смешения татар и евреев, – иудеями не считались. А всё потому, что они не признавали талмуд. Поэтому в Российской империи их выделяли в отдельную строку – «вероиспеведания караимского», и немцы, например, во время оккупации позволили им вновь открыть, закрытые до войны молитвенные дома (Кенассы).
На Караимской улице находится духовный центр караимов всей России — комплекс действующих молитвенных домов — кенасс.
Всего в мире караимов около двух тысяч человек, из них в Крыму проживают немногим более полутысячи.
Краеведы говорят, что караимов в Евпатории всегда уважали. Не случайно городскими головами при Российской империи многократно и долгое время избирались именно караимы.

Мечеть Хан-Джами построена в 1552 году. Она играла большую роль в жизни средневекового Крымского ханства. Именно здесь ханов рода Гиреев (Гераев) возводили на царство: вельможа из Стамбула фирманом (указом) султана Османской империи провозглашал назначение на Крымское ханство того или иного правителя.
Мечеть Джума-Джами с 18-метровым минаретом, который когда-то называли «плачущим». При пожаре, случившемся в Средние века, из стен минарета потекли «серебряные» струи, воспринятые как божественный знак.
Все объясняется достаточно просто. При строительстве минарета в качестве арматуры использовались свинцовые штыри, которые при пожаре начали плавиться и стекать по стенкам. Свинцовые потеки можно увидеть и сегодня.


DSC04023.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04031.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Буквально в сотне метров от старинной мечети находится православный храм Святого Николая. Он был освящен в 1898 году. Автором был Александр Бернадацци, который известен проектами возведения множества зданий в Кишиневе и Одессе, где он был главным архитектором.
Строительство храма в Евпатории продолжалось более шести лет. Только на главный купол было использовано 156 тонн бетона. На куполах, что тоже является уникальной находкой архитектора, — изображения рыбьей чешуи и рыбацкой сети. Это символизирует связь города с промыслом рыбы.
Возвели храм после снятия блокады — освобождения Крымского полуострова от оккупантов в 1855 году. Напоминают об этом аутентичные георгиевские кресты, украшающие как главный купол, так и кованую ограду вокруг храма. На храм сложились всем миром: вместе с русскими крымские татары, караимы, евреи, греки и армяне. Часть средств выделила городская казна. Весомую сумму в 36 тыс. рублей внес Российский императорский дом.


DSC04025.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04034.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04040.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04043.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04044.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Храм Ильи Пророка:


DSC05336.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Есть и еврейский квартал. В 1912 году здесь была построена 14-метровая синагога Егие Капай. Над центральным входом — круглое окно с иудейским символом веры — шестиконечной звездой Давида. Выше окна в камне вырезаны библейские символы: Ковчег и скрижали с десятью заповедями.
В небольшом дворике прямо в стене, огораживающей молельный дом, «стена плача».


DSC04003.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04004.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04006.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04011.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Здесь была когда-то главная синагога, которая стала трансформаторной будкой:


DSC03992.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Есть даже Евангелистская церковь:


DSC04060.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Очень приятно просто погулять по улочкам старого города. В осеннюю пору, когда курортный сезон закончился, улочки здесь пустынны и царит особенная атмосфера.


DSC04067.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

Видите, человек стоит в дверях. Там турецкие бани:


DSC04012.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04015.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04013.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04020.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04056.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04066.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04062.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU


DSC04064.JPG © danatapochkina.iMGSRC.RU

                
Tags: Евпатория, Крым, Моя страна, Памятники истории, Путешествие, Религия, Храмы
Subscribe

  • Сиротеет душа и природа

    Две картинки в прошедшем времени , не пропадать же добру. И всё о настоящем. Было желание добавить настроенческую музыку, но той музыки и того…

  • Истра. Фестиваль «Гагарин Fest»

    В Истре проходил фестиваль «Гагарин Fest». Мы даже не сразу поняли смысл этого действа, и что вообще там происходит. На площадке…

  • 9 мая 2011 года

    Эти фото сделаны ровно 10 лет тому назад. На фото есть брак, но это не самое главное, важней то, что качество с годами все больше уходит на второй…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Сиротеет душа и природа

    Две картинки в прошедшем времени , не пропадать же добру. И всё о настоящем. Было желание добавить настроенческую музыку, но той музыки и того…

  • Истра. Фестиваль «Гагарин Fest»

    В Истре проходил фестиваль «Гагарин Fest». Мы даже не сразу поняли смысл этого действа, и что вообще там происходит. На площадке…

  • 9 мая 2011 года

    Эти фото сделаны ровно 10 лет тому назад. На фото есть брак, но это не самое главное, важней то, что качество с годами все больше уходит на второй…