Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Categories:

Донской монастырь

Когда я писала о Шаболовке, я намеренно не упомянула о Донском монастыре. О нём нельзя говорить вскользь, о нём надо рассказывать отдельно. Но как-то всё было не до того.
Говоря официальным языком, Донской монастырь является памятником федерального значения. Если просто, по-человечески, то, как пел Розенбаум:
«Потому что верю сотням людей,
Рассказавших о Москве без затей.
Потому что среди слухов пустых
Есть Арбат и есть Донской монастырь».
Историки спорят в каком году он был основан – в 1591-ом, или в 1592-93-ем. Но для нас это не суть важно.

1.DSC02087.jpg


2.DSC02090.jpg

2.DSC02169.jpg

«До наших дней дошла легенда об обстоятельствах этого богоугодного дела четырехсотлетней давности. В конце 16 века здесь было расположено передвижное укрепление русских войск или, как его тогда называли - «гуляй-город». В этом кочующем град-обозе была своя походная церковь, основанная в честь святого Сергия Радонежского. Главной святыней в ней была Донская икона Божией Матери, та самая, как говорит предание, которой великий старец благословлял князя Димитрия Иоанновича на бой с татаро-монголами, который вошел в историю под названием Куликовская битва. Позднее она дала имя обители, построенной здесь царем Федором Ивановичем в 1593 году в честь спасения города от крымского хана Газы II Гирея.» (Отсюда)
Триста лет крымско-татарские орды не давали покоя Руси, разоряя не только русские города, но и вторгаясь в литовские и польские земли. Так что Сталина можно понять – отомстил крымским татарам за набеги. (Шучу). (Перечень их «подвигов» здесь.)

Итак, летом 1591 года огромная 150-ти тысячная крымско-татарская орда под предводительством хана Газы-Герея выступила в поход на Русское царство.
2 июля крымская конница переправилась через реку Оку между Каширой и Серпуховом и двинулась по московской дороге на столицу. Русское командование решило дать генеральное сражение под стенами Москвы. Во главе большой русской рати, собранной под столицей, находились воеводы: боярин князь Фёдор Иванович Мстиславский и конюший боярин Борис Фёдорович Годунов.
Утром 4 июля 1591 года крымский хан Газы II Герей с ордой подошёл к столице.
Крымско-татарское войско состояло в основном из конницы. И там, где нынче стоит монастырь, соединили обозы, а из-за них уже поливали конницу ружейно-пушечным огнём.
5 июля наши воеводы пустили слух, что к Москве на подмогу подходит войско из Новгорода. Ночью было велено развести множество костров на большой территории. И той же ночью русские воеводы из «обоза» отправили 3-тысячный конный отряд Василия Янова в атаку на ханский лагерь в селе Коломенском.
Это был блеф. Но хан Газы II Герей, видимо, был предком Псаки, и географии он не знал. Если бы знал, то понял бы, что за один день никак не возможно войску добраться от Новгорода до Москвы. Тем не менее «шутка удалась» и 6-ого июля хан начал спешное отступление.

«Крымцы бежали, бросив большую часть обоза. Русские конные отряды бросились преследовать отступающего противника, настигли его у Серпухова на Оке и гнали до Тулы, истребляя и взяв в плен сотни крымцев. В последних боях с русскими в «Поле» был ранен сам хан Газы II Герей, кроме того были ранены царевичи Сафа Герей и Бахти Герей, племянники хана. Вскоре после похода Сафа Герай скончался. Хан, однако, сумел сохранить и привести треть своей армии в Крым. Ночью 2 августа Газы II Герей прибыл в Бахчисарай.
После своего поражения под Москвой крымский хан Газы II Герей писал русскому царю Фёдору Иоанновичу о возобновлении дружбы и сообщал даже о своём намерении провозгласить полную независимость от Османского государства. Газы II Герей с разрешения султана летом 1594 года заключил мирный договор с Русским государством.
В ознаменование победы по приказу царя Фёдора Иоанновича в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города был основан Донской монастырь.» (Отсюда)

3.DSC02091.jpg

3.DSC01785.jpg

4.DSC01795.jpg

5.DSC01794.jpg

Интересная судьба у этого монастыря. Были в его жизни и годы запустения, было и время расцвета, когда он становился одной из богатейших и привилегированных обителей Руси. В эпоху Великой смуты он был захвачен и разграблен польскими войсками, которыми руководил гетман Ходкевич. На протяжении нескольких последующих лет здесь царило запустение. Восстановили обитель Романовы: цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. С этого времени любимым местом моления государей становится Донской монастырь в Москве.
Дальнейшая история монастыря очень неплохо изложена здесь.

6.DSC02083.jpg

7.DSC02117.jpg

8.DSC02118.jpg

9.DSC02173.jpg

Главные ворота:

10.DSC02163.jpg

Территория монастыря не совсем обычна. В центре, как и положено, расположен Большой собор, украшенный внутри великолепным восьмиярусным иконостасом:

11.DSC02095.jpg

12.DSC02101.jpg

13.DSC02106.jpg

14.DSC02159.jpg

Но на территории множество совсем крошечных, будто игрушечных, церквушек и часовен:

15.DSC02096.jpg

16.DSC02151.jpg

18.DSC02154.jpg

18.DSC02108.jpg

19.DSC02146.jpg

20.DSC02143.jpg

21.DSC02141.jpg

Некрополь Донского монастыря стал местом захоронения многих известных фамилий России. Н. М. Карамзин в своей книге «История Государства Российского» упоминает о том, что кладбище Донского монастыря в Москве в его время являлось местом захоронения дворянской элиты и богатого купечества. На памятниках некрополя можно встретить такие громкие фамилии, как Грушецкие, Вяземские, Голицыны, Трубецкие, Черкасские и др.

22.DSC02115.jpg

В разное время он стал местом захоронения грузинских царей Давида, Матвея и Александра, философа П. Чаадаева, поэтов М. Хераскова и А. Сумарокова, писателя В. Одоевского, историка В. Ключевского, архитектора О. Бове, художника В Перова, писателя И. Шмелева, философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина. Здесь же в 2008 году был погребен знаменитый русский писатель А. Солженицын. А возникло кладбище Донского монастыря в Москве в 1591 году. Сейчас оно делится на Старое и Новое.
Здесь же похоронена и «пиковая дама»:

23.DSC02111.jpg

Однажды я рассказывала о другом известном московском монастыре - Ивановском, где много лет провела в заточении известная Салтычиха. Но похоронена она была на Донском кладбище (как никак дворянка).

Посталены новые плиты и ухожены могилы Деникина и его единомышленников:

24.DSC02114.jpg

И это хорошо и правильно.
Но вот о чём мне подумалось. Нет покаяния в нашем обществе. Когда в земле рядом будут лежать Деникин с Будённым, тогда можно будет говорить о покаянии и принятии. Потому что ангелов среди обеих сторон не было, и те и другие в крови по самое не хочу, был Красный террор и был Белый террор.
Сначала предавали анафеме всех причастных к Белому движению, как только ветер переменился, с ещё бóльшим пылом и страстью, с неистовством, которому могла бы позавидовать советская пропаганда, стали предавать анафеме всех, кто был причастен к Красным, уничтожая всех тех, кто прежде считался героями Гражданской войны, и обожествляя всех, кто им противостоял. Можно до гробовой доски спорить, кто больше крови пролил (а какая разница больше или меньше, важно, что пролита, и обеими сторонами, ох, как немало), приводить сотни аргументов в пользу тех или других. А мира, согласия и принятия в душé как не было, так и нет.

25.DSC02121.jpg

К могиле Н.Е. Жуковского - "отца аэродинамики" - несут цветы благодарные потомки из МВТУ им. Баумана:

24.DSC02142.jpg

На восточной стене монастыря есть великолепные мраморные барельефы на библейские темы. Барельефы (горельефы) из Храма Христа Спасителя, те, что удалось спасти перед тем, как его взорвали.

26.DSC02125.jpg

27.DSC02126.jpg

28.DSC02130.jpg

30.DSC02135.jpg

31.DSC02138.jpg



     
Tags: Москва, Музыка, Памятники истории, Прогулки, Храмы, Шаболовка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments