Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
Татьяна_Кузнецова
tatianayelkina

Categories:

Абрамцево. 1

Название превратилось в «Абрамцево» из «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Сначала оно стало Амбрамковым, а затем уже Абрамцевым.
Самое интересное в истории усадьбы начинается с 40-ых годов 19-ого века, когда поместье приобретает С.Т.Аксаков. Наше поколение знает его в основном, как автора «Аленького цветочка», а в Москве и Петербурге того времени его знали, как блестящего театрального критика и писателя.
С той поры скромный деревянный дом с мезонином, не представляющий никакой архитектурной ценности, превратился в «дом творчества», дважды став центром культурной жизни.

1.DSC09415.JPG


2.DSC09545.JPG

3.DSC09557.JPG

В семье Аксаковых было 14 детей (с ума сойти), все были неординарными, одарёнными личностями. В Абрамцево у Аксаковых часто гостили Гоголь и Тургенев, Белинский, историк М. П. Погодин, актёр М. С. Щепкин и др. У Гоголя вообще была своя комната в абрамцевском доме, это большая светлая комната находилась в мезонине.
Удивительным образом эти два совершенно разных человека были связаны тёплой и крепкой дружбой. Аксаков общительный, весёлый, отец многочисленного семейства. Гоголь молчун, «мрачная личность». Представить себе, какая нежная дружба связывала этих людей, можно хотя бы по такому эпизоду:
У Аксакова было очень плохое зрение, но он был заядлый рыбак, охотник и грибник. «Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой», — рассказывает С.Т.Аксаков в одном из писем. Так Гоголь доставлял удовольствие другу.
Кабинет Аксакова ("зелёный цвет полезен для глаз"):


6.DSC09344.JPG

6.DSC09341.JPG

Большой гостиной встречает дом:

5.DSC09399.JPG

4.DSC09398.JPG

Далее "аксаковские" комнаты:

7.DSC09340.JPG

7.DSC09345.JPG

Комната Гоголя. Здесь же он писал второй том "Мёртвых душ" и читал в тесном домашнем кругу, том, который нам не суждено было увидеть.
Его любимый диван:

8.DSC09346.JPG

9.DSC09348.JPG

10.DSC09352.JPG

Догадайтесь, кто это. Таким Гоголь впервые появился у Аксаковых, франт, лондонский денди:

11.DSC09350.JPG

Это не ящик. Это называлось шкатулкой. Её можно было разложить, и она превращалась в столик. Точно такой же была знаменитая шкатулка Чичикова:

12.DSC09349.JPG

Вторая страница истории началась в 70-ом году, когда усадьбу, унаследованную после смерти отца дочерьми Аксакова, купил Савва Иванович Мамонтов.
Савва Мамонтов после смерти отца стал во главе железнодорожного дела: проложил дорогу от Вологды до Архангельска и закончил строительство магистрали Москва-Архангельск. Кроме того, он вступил во владение Мытищинским и Невским судостроительным заводами, построил Донецкую железную дорогу.
Имение Абрамцево становится центром художественной жизни России при Мамонтове. Здесь подолгу жили и работали русские художники: Репин, Антокольский, Васнецов, Серов, Врубель, Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, Коровин, пели и играли Шаляпин, Ермолова, Станиславский и другие.

С Абрамцево также связана история возникновения картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Она была написана в столовой усадебного дома, а моделью послужила двенадцатилетняя дочка Саввы Ивановича — Вера. Персики, изображённые на картине, выращивались в оранжерее в Абрамцево. До сих пор в музее сохранились предметы, изображённые на заднем фоне картины. Вера Саввишна выросла очень красивой женщиной, её обожали все друзья Саввы Ивановича. Но судьба её оказалась довольно трагичной: в возрасте 32 лет она умерла от воспаления лёгких, оставив мужа и маленьких детей.

Кабинет Мамонтова:

13.DSC09354.JPG

14.DSC09358.JPG

А это та самая "девочка с персиками" Вера Саввишна уже в более зрелом возрасте (работа Мамонтова):

15.DSC09362.JPG

16.DSC09366.JPG

Печь Врубеля. Полежать на ней позволялось детям за хорошее поведение:

17.DSC09372.JPG

18.DSC09370.JPG

Картины Остроухова, написанные в Абрамцево:

19.DSC09374.JPG

Картины Поленова, написанные в Абрамцево:

21.DSC09376.JPG

Эскизы Васнецова:

20.DSC09375.JPG

Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передаёт усадебный дом в распоряжение больных крестьян. Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Всё необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.
Занимаясь просветительской деятельностью, Е.Г.Мамонтова затем открыла при школе учебную столярную мастерскую, художественным руководителем которой становится Е.Д.Поленова. В 1885 году мастерская будет преобразована в художественную. С этого времени, используя мотивы народного искусства, в учебной столярной мастерской стали создавать декоративно оформленную мебель. На обучение ежегодно поступали мальчики из окрестных сёл. И число их было немалым. Обучение было бесплатным, продолжалось три года, после чего каждый выпускник получал в подарок верстак и набор инструментов. А абрамцевская резьба в итоге не только вошла в моду, но и получала призы на международных выставках.
С этой мастерской и начинается история Абрамцевского художественного училища имени В.М.Васнецова. И сейчас в городе Хотьково (что рядом с Абрамцевым) функционирует художественно-промышленный колледж, где развивают не только резьбу по дереву, но и керамику.

Мебель в этой комнате изготовлена абрамцевскими мастерами:

23.DSC09385.JPG

22.DSC09379.JPG

24.DSC09382.JPG

Красная гостиная с портретами Мамонтовых:

25.DSC09389.JPG

26.DSC09391.JPG

Столовая. На мольберте копия Серова (оригинал в Третьяковке):

27.DSC09394.JPG

28.DSC09396.JPG

29.DSC09397.JPG

«1899-й год оказывается трагичным для деревни и её гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорён. У них остаётся только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает». (здесь)

«Правд» всегда несколько. Музейный гид и вовсе умалчивает об этом периоде. А было так.
Тогда тоже случалось, что «старых» жён меняли на «новых».
Современности нынешней имя Любатович уже давно ничего не говорит, а между тем некогда она - не то чтобы «гремела», но занимала собою «всю Москву». Влюбленность Мамонтова в Любатович была главною причиною возникновения в Москве пресловутой Мамонтовской оперы. А, между тем, А.В. Амфитеатров так говорил о ней: «Я знал Мамонтова хорошо и признаюсь, для меня так и осталось загадкою увлечение столь необычайно прозорливого знатока во всех отраслях искусства Татьяной Любатович - не как женщиною (здесь о вкусах не спорят), а как артисткою.
Как бы там ни было, но Савва Мамонтов влюбился без памяти, и ради Любатович оставил жену.
Однако, пока Савва Иванович ел тюремную баланду, любовница от него ушла. Лицедейка распродала костюмы и декорации, присвоив себе десятки тысяч рублей. А «старая» жена тем временем хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала его после освобождения.

«Богатых людей в России было не два и не десять. Большинство из них множат капиталы, прозябают на заграничных курортах, меняют жён и любовниц, отдают детей в престижные ВУЗы... Отец Мамонтова, возможно, устроил сына в университет по "блату", и работу Савва получил по протекции, но разительно отличается жизненная модель поведения этого человека от поведения большинства "мажоров" и нувориш. Мамонтов жил какой-то безумной мечтой о приоритете прекрасного над бытовым. Кто ещё из богатеев купит старый дом, превратит его в рай для художников, будет отчислять огромные суммы на благотворительность, отсидит за это в тюрьме... Мамонтов после всех перипетий и предательств (кроме Шаляпина, его предал сам Витте) сдаст, начнет быстро стареть. Он окажется в тени, одинокий и нищий. Человек, который поднял русское искусство ценой собственной жизни». (Алексей Рудевич)
Репортёр Амфитеатров писал: «Мы, люди искусства, должны Мамонтову заживо памятник поставить. Миллионер, железнодорожник и, кругом, артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет, Цукки танцы показывал, Шаляпина открыл и на ноги поставил, Васнецова в люди вывел, Косте Коровину дорогу расчистил, теперь с Врубелем возится, как мать с новорожденным».
Но восхищались «Саввой великолепным» (Мамонтов очень любил, когда его называли по аналогии со знаменитым флорентийским меценатом эпохи Ренессанса Лоренцо Медичи) далеко не все. Чехов, например, относился к нему пренебрежительно: «Тип старых бар, заводивших с жиру «собственные» театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Раскройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова, и вы убедитесь в целости типа». Известно также высказывание художника Бенуа о том, что Мамонтов «хоть и грандиозен и почтенен, но весьма безвкусен и опасен». И тот же самый Бенуа писал о Мамонтове, что он «промышленник по профессии, но художник в душе».
Позднее о Мамонтове уже писали: «Пустота в голове и упадок в характере».
Но всё неоднозначно, «правд» всегда несколько.
Мамонтов создал Московскую частную оперу, в которой пел, в том числе, и Шаляпин. Станиславский, представьте себе, был его учеником, приглашая Мамонтова на генеральную репетицию, писал: «Вас же, как театрального человека, понимающего разницу между репетицией и спектаклем, как знатока русской старины и большого художника — мы бы были очень рады видеть на репетиции: помогите нам исправить те ошибки, которые неизбежно вкрались в столь сложную постановку, какой является «Царь Федор». Через 10 лет великий актёр и режиссёр назовет Савву Ивановича своим учителем эстетики.
Неоднозначная личность, из тех, кого и в детстве, и в юности назвали бы в наше время разгильдяем и шалопаем. Неудачливый бизнесмен, промотавший своё состояние ради искусства. Тем не менее, сделавший для искусства столько, что достойн того, чтобы остаться в памяти потомков.
После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики — всего около 2000 экспонатов. Всеволод Савич Мамонтов стал первым директором Абрамцевского музея.
Внук Саввы Мамонтова в 1918 году уехал из России и жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), а своего сына в память о деде назвал Саввой. Савва II тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, но в меценатстве замечен не был.
В 1918 году усадьба была национализирована. На её территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична.
В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР «О преобразовании музея-усадьбы, Абрамцево» в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Есть серия более подробных и интересных постов об Абрамцево и его жителях:
http://kraevushka.livejournal.com/585233.html
http://kraevushka.livejournal.com/585617.html
http://kraevushka.livejournal.com/589654.html

Tags: Абрамцево, Культура, Культурное наследие, Моя страна, Музей, Подмосковье, Путешествие
Subscribe

  • Московские истории

    Из двух Толстых своё предпочтение я отдаю Алексею Николаевичу. На мой взгляд он ближе к «божественному замыслу», просто сам по себе. Но…

  • Привет из СССР

    Когда-то в былые времена я шила, не так, чтобы очень хорошо, но вполне употребимо. А в прошлом году снова пришла охота соорудить себе…

  • Улов

    Ранним утром по лесу навстречу шел грибник с полупустым ведерком: "Грибов совсем нет. Вот, нашел пару переростков. - Он достал из ведерка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Московские истории

    Из двух Толстых своё предпочтение я отдаю Алексею Николаевичу. На мой взгляд он ближе к «божественному замыслу», просто сам по себе. Но…

  • Привет из СССР

    Когда-то в былые времена я шила, не так, чтобы очень хорошо, но вполне употребимо. А в прошлом году снова пришла охота соорудить себе…

  • Улов

    Ранним утром по лесу навстречу шел грибник с полупустым ведерком: "Грибов совсем нет. Вот, нашел пару переростков. - Он достал из ведерка…