Татьяна_Кузнецова (tatianayelkina) wrote,
tatianayelkina

Мы жили в СССР - 8

Эпизод восьмой

Однажды в далёкой-далёкой галактике…

Я уже рассказывала в «шестой серии» про то, как работала одно лето в нашем институтском выездном детском садике, и о том, что в то лето удалось скопить немного денег, заодно «сэкономить» отпуск, благодаря чему на следующий год смогла поехать с детьми на море почти на два месяца.
А необходимость в таких «подвигах» с моей стороны была.
Старший, как и положено маленьким детям, регулярно болел. Но не так чтобы уж очень, а как часто бывает у детей, простужался, сопливился, кашлял. Младший болел тяжело и долго. Как это случилось с младшим - отдельная история. В общем, больничные у меня сменялись неоплачиваемыми справками по уходу за детьми, и жили мы на «полторы» зарплаты. Никто не обязан был помогать нам, потому что женились мы и рожали детей не для родителей, это была Наша жизнь, Наша семья и Наши решения. Вешать свои проблемы на родителей вообще было как-то не очень принято. Если чем-то помогали – спасибо, нет – имеют право. Одним словом, «закладывать в расчёт» родителей было не принято, взрослые же люди.

В московском детском саду, куда ходили мои дети, одна из садовских нянек прониклась ко мне чувствами и очень стремилась подружиться со мной. А по дружбе и по секрету она мне рассказала о том, что некоторые воспитатели и няни, дабы снизить посещаемость в группе и облегчить себе жизнь, зимой нередко открывали окна в спальне во время дневного сна. В итоге здоровье детей требовало от меня больших усилий.
Но сделаю маленькое отступление. Та самая нянечка в прошлой жизни была стюардессой, муж лётчик, после родов и декрета она пошла работать сначала в ясли, затем в детский сад ради того, чтобы быть рядом с ребёнком. Такого рода решения не были чем-то уж из ряда вон выходящим и жертвой отнюдь не считались.

Итак, я повезла детей на море, в Абхазию.
Летели на самолёте в Адлер. Дальше автобусом через тогда ещё формальную, никак не обозначенную на местности, границу России и Абхазии, проходившую по реке Псоу, далее через посёлок Леселидзе в Гантиади (теперь всё это как-то иначе называется). В Гантиади мы и остановились. Снимали комнату в частном доме.
Я уже не помню имён хозяев, но это были добрые и приветливые люди. Наши хозяева – немолодая пара, она русская, он армянин. Её родители - врачи, родились и выросли в Москве, когда-то поехали в те края работать в больницу, да так там и остались. Там же она родилась и выросла. Она – воспитательница в детском саду, он – водитель рейсового автобуса. Трое их детей уже взрослые, разлетелись из родного дома. Одна дочь окончила медицинский институт в Саратове, там же и осталась, другая дочь тоже где-то далеко. Сын окончил медицинский в Москве, остался в столице, женился на армянке - москвичке. Да, так бывает. Как рассказывал мне один человек однажды про своего друга - армянина: «Коренней москвича я не знаю, у него 8 поколений родились и жили в Москве».

Мы приехали в июне, в то время, когда цветут гранат и фейхоа. Если вы когда-нибудь видели как цветут эти деревья, то вы поймёте, что мы приехали в не очень ухоженный, но всё же рай. У хозяев был небольшой сад, стандартный для курортного посёлка, со стандартным набором деревьев – абрикос, черешня, мушмула и что-то ещё. Хозяева держали птичье хозяйство – куры, гуси, индоутки – с тем, чтобы время от времени собирать детям посылки из птичьего мяса, пуховых подушек и одеял, и фруктов (в зависимости от сезона).
Наши вопросы жизнеобеспечения я решила следующим образом. Незадолго до отъезда из Москвы отправила сама себе пару посылок «до востребования» с гречкой, консервами и тем дефицитом, который удалось добыть. Кстати, и сейчас была бы не прочь  пожарить картошку с тушёнкой, однако я совсем не умею её выбрать, хотелось бы, чтобы тушёным оказалось именно мясо, а не что-то другое. А тогда существовало два сорта тушёнки: из говядины и из свинины. И оба сорта были из мяса. Было ещё что-то куриное, но тушёнкой оно не считалось.
Билеты на самолёт можно было купить не более чем за 40 дней. Туда билеты я купила, а для того чтобы улететь обратно, в положенный по сроку день (уже там, в Гантиади) пошла занимать очередь с вечера. Писали на ладошке номера, ночью несколько раз приходила отмечаться.  Очередь, как всегда, бузила, кто-то требовал не пускать тех, кто уходил поспать. Ко мне близстоящие мужчины отнеслись лояльно, так как я сразу сказала, что у меня дети остались одни и мне надо посмотреть не проснулись ли, всё ли с ними в порядке.

В конце июня к хозяевам приехала из Москвы невестка с детьми. Старшей девочке было годика три, и звали её Гаяне. Это было совершенно очаровательное создание, очень похожее (как стало понятно годы спустя) на кудряшку Сью из одноимённого фильма (тогда этого фильма ещё не было). Младший мальчик был ещё грудной. Невестка (естественно) врач, я у неё однажды спросила: «Ты не боишься такого маленького ребёнка привозить в другой климат? Врачи говорят, что до трёх лет климат менять не рекомендуется». На что она мне ответила: «Да, врачи не рекомендуют. Но когда у них самих появляется возможность вывезти собственного ребёнка, они обязательно это делают».
Через две недели нашего пребывания в благодатном краю у детей началась акклиматизация. Но всё прошло быстро и легко.
А в общем, это была работа как работа, дети отдыхали, я работала – стирка, уборка, готовка и глаз да глаз. Один раз старший потерялся на пляже, насилу его нашла, обегав весь пляж, чуть с ума не сошла. Один раз он тонул – перевернулся вместе с кругом вниз головой, вверх ногами. Я в то время была на берегу, но вовремя успела выдернуть его, только немного воды наглотался. К сожалению, страха ему это происшествие не добавило, и глаз отрывать от них по-прежнему нельзя было.
Дети были счастливы, и счастье било из них ключом. Каждый день они выбирали на пляже жертву. Скакали вокруг жертвы, корчили жертве рожи, бросались мелкими камушками, брызгали водой. Я, устав их приструнивать и видя полную бесполезность этого занятия, стала делать вид, что это не мои дети.
Один раз мы съездили в Гагру. Помню только кафе «Платан» на набережной, куда мы зашли передохнуть. Название ему было выбрано самым естественным образом: столики располагались на улице под кроной гигантского платана вокруг его необъятного ствола. Помню, какой изумительный кофе по-турецки, сваренный на песке, я там пила (детям лимонад).
Один раз пошли погулять в горы, недалеко, так, посмотреть окрестности. Какой-то кусочек пути прошли по небольшой дорожке, вырубленной на горе, то есть, с одной стороны спуск, с другой обрубок горы. И вот идём мы по дорожке, и вдруг прямо рядом со мной на высоте моей головы я вижу змею «в боевой стойке». Чтобы не испугать детей, я не подала вида, что чего-то испугалась, быстро развернулись и вернулись обратно. На этом прогулки по окрестностям закончились с первой же попытки.
Один раз съездили в Сочи. Но ничего интересного в той поездке не было.

Летели в Москву опять же из Адлера. Приехали ко времени, как положено. А самолёты не летают. Маленькие летают, а большие – Ил-86 – нет. А это все московские и ленинградские рейсы. Аэропорт в Адлере был в то время совсем маленький, с каждого рейса по 350 человек, на территории яблоку упасть негде. Сказали, что на взлётной полосе штормовой ветер. Какой ветер?... Откуда ветер?... Но, так или иначе, а просидели мы в аэропорту что-то около 9-ти часов. Денег осталось только на газированную воду.
И вдруг объявляют, что совершил посадку самолёт из Дрездена в Москву, есть свободные места и пассажиров с детьми просят пройти на регистрацию. Да там почти все пассажиры были с детьми. Пока я ковырялась с детьми и чемоданами, посадка закончилась. К счастью. Потому что из Дрездена самолёт должен был прилететь в Шереметьево, а муж должен был встречать во Внуково, а деньги все кончились. То есть совершенно кончились, так что даже на звонок из автомата в аэропорту не хватило бы.
В итоге улетели поздним вечером, в Москве были уже глубокой ночью. Муж рассказал, что та же информация прошла и во Внуково. Он успел сгонять в Шереметьево, нас в том рейсе не оказалось, помчался обратно во Внуково. Но всё закончилось хорошо.:)
Жизнь как жизнь, обыкновенная такая жизнь.

Предыдущее - по тегу «СССР».